Работодатели сегодня сталкиваются с непростым выбором, каких сотрудников нанимать: штатных или внештатных. Все не так очевидно, как может показаться, и по многим должностям удается реализовывать нестандартные подходы. Это в большей мере касается персонала вне штата. Мы об этом поговорим детально и разберем все за и против.
Штатный сотрудник: особенности, преимущества и недостатки
Штатные сотрудники — это персонал, который работает официально в компании, имеет трудовой договор, получает зарплату и социальные гарантии, например оплачиваемый отпуск, больничные и т.д. Он приходит на рабочее место по конкретному графику и постоянно выполняет свои трудовые обязанности. Оплата труда чаще всего фиксированная, независимо от загрузки.
Преимущества штатных сотрудников:
- лояльность. Они по обоюдному договору с работодателем выполняют поставленные перед ними задачи. Чаще всего идентифицируют себя с ее целями и ценностями;
- стабильность. Работник постоянный, он за выполненные задачи получает оговоренную зарплату. Это мотивирует его выполнять должностные обязанности, развиваться, расти по карьерной лестнице, если это возможно в компании;
- знание и понимание специфики работы. В отдельных случаях это очень важно, ведь внутренние процессы могут быть специфическими. Это позволяет работникам принимать взвешенные решения и эффективнее выполнять поставленные перед ними задачи;
- командный дух. Работа в штате способствует формирования сплоченного коллектива, развитию корпоративной культуры.
Однако штатные работники — это не всегда идеальное решение, есть в таком формате трудоустройства и свои недостатки. Среди них:
- высокие затраты. Во-первых — это необходимость выплачивать зарплату каждый месяц, а если специалист востребованный, то размер его вознаграждения достаточно большой. Во-вторых — социальное обеспечение, которое также, согласно законодательству, обязан давать работодатель;
- бюрократия. Работы по найму, увольнению, кадровому учету требуют дополнительных временных и финансовых затрат;
- постоянное обучение. Это касается как первичного обучения при найме, так и дальнейшего для улучшения навыков. Тут обязанность ложится на работодателя, ведь в его интересах развивать работника;
- трудности с сокращением штата. Делать это нужно согласно нормам закона, плюс иногда выплачивать еще и компенсацию.
Кроме того, штатные сотрудники менее гибкие, ведь привязаны к рабочему месту, графику работы, что вызывает некоторые сложности.
Внештатные работники: преимущества и недостатки
Внештатный сотрудник — это физическое лицо, которое выполняет работу для организации по гражданско-правовому договору. Он не входит в штат и не имеет с компанией трудовых отношений в классическом понимании. Сегодня самым выгодным и надежным вариантом найма таких сотрудников является обращение в специализированное агентство, например наше.
Среди преимуществ внештатной работы:
- гибкость. Быстро масштабировать штат — это просто. При этом можно отталкиваться от текущих задач. Доступна аренда персонала, например команды обученных и квалифицированных работников определенного профиля для выполнения конкретных задач. Также вариант — периодический найм для выполнения работы. Например, бухгалтерского учета, аудита персонала, очень востребованы услуги инженера по оплате труда;
- экономия на затратах. Во-первых, не нужно каждый месяц оплачивать зарплату, во-вторых, нет социальной составляющей трудовых отношений;
- доступ к широкому пулу специалистов. Узкопрофильные работники просят высокую зарплату, содержать их в штате очень дорого. Агентство предлагает услуги таких экспертов, привлечение их для выполнения определенной задачи значительно более выгодно;
- гарантированно квалифицированные работники. Их квалификация абсолютно соответствует возложенной задаче, плюс они занимаются развитием навыков самостоятельно или же это ложится на плечи агентства, которое предоставляет такие кадры;
- мотивация результатом. Внештатные сотрудники получают оплату по факту выполнения, то есть они заинтересованы в том, чтобы быстро и качественно выполнить задачу.
Зная, кто такой внештатный сотрудник, может показаться, что он — идеальное решение для компании. Однако это не совсем так, определенные недостатки в привлечении внешнего работника есть.
Первое — это нейтральная лояльность, иногда этот факт на самом деле очень важен для фирмы. Внештатный работник воспринимает ее как еще один проект, он не привязывается.
Второе — необходимость контроля качества. Даже при заключении договора, что следует делать всегда, нужно проверить результат выполнения задачи. Правда, при выявлении недочетов они устраняются в сжатые сроки.
Третье — возможны сложности коммуникации, особенно если нужно знать специфику деятельности, много нюансов.
Четвертое — интеллектуальная собственность, защита которой может быть под сомнением. Однако этот недостаток можно нивелировать грамотно составленным договором.
Кого выбрать: штатных или нештатных сотрудников
На самом деле сказать, что одни точно лучше других, нельзя. Многие компании сегодня практикуют подход, когда держат определенное количество сотрудников на постоянной основе, а по необходимости привлекают внешних, в том числе это актуально и в государственном секторе. Далее рассмотрим ряд важных аспектов касательно выбора формата трудовых отношений.
Когда подходит штатный, а когда внештатный сотрудник
Ориентироваться нужно на характер работы. Так, для рутинных ежедневных задач, которые требуют постоянного присутствия на рабочем месте, больше подходят штатные. Вы можете быть уверены, что текущие работы будут выполнены. Для разовых проектов, задач, когда нужны узкие специалисты, больше подходят внешние сотрудники. Также это актуально сезонно, например, в пиковые периоды спроса, при открытии филиала, приема партии товаров и т.д.
Далее ориентиром будет размер компании. Крупным удобно содержать штат, в том числе оплачивать работу узких специалистов, инженера по охране труда. Если говорить о меньшем масштабе, то малые и средние компании обязаны выполнять регламенты, опять же по охране труда, но держать в штате такого специалиста просто не могут себе позволить. Однако сказать, что внешние сотрудники привлекаются только в этом случае, нельзя. Крупные фирмы также часто пользуются услугами нашего агентства, ведь многое зависит от того, какие именно задачи нужно передать на внештатную работу.
Еще один фактор — необходимая квалификация. Для выполнения сложных задач, даже если это нужно делать некоторое время, лучше привлечь внешнего исполнителя.
Юридические нюансы
Штатные сотрудники работают по трудовому договору, в котором прописываются:
- должностные обязанности;
- условия работы;
- заработная плата;
- график работы;
- социальное обеспечение и т.д.
С внештатными заключается гражданско-правовой договор. В нем прописывается предмет, стоимость работ и сроки выполнения. Есть также отличие в социальном обеспечении. Его берет на себя агентство, которое предоставляет работников. Это разгружает отдел кадров заказчика и уменьшает его затраты.
Социальные аспекты
Тут следует рассмотреть 2 момента: мотивацию и корпоративную культуру, так как есть некоторые нюансы. Итак, у штатных сотрудников мотивацией, кроме зарплаты, что вполне логично, может быть:
- карьерный рост;
- социальные гарантии;
- стабильность.
В отношении внештатных — оплата труда, а также возможность работать над интересными проектами. Чем больше задач такой исполнитель реализует, в том числе в разных компаниях, тем более высокую оплату по итогам месяца получит. Причем он заинтересован в качестве, что позволит построить с заказчиком долгосрочные отношения.
В корпоративную культуру больше интегрированы штатные работники, что вполне логично.
Тенденции развития
Современные тренды рынка труда говорят о том, что количество компаний, которые готовы и уже активно пользуются услугами внештатных сотрудников, растет. Это позволяет оптимизировать выполнение задач, получить ощутимую экономию и качественный квалифицированный труд. Однако о полном отказе от штатных также говорить нельзя. Выбор далеко не однозначный, и его в большей мере диктует сфера деятельности компании.