Украина взяла курс на развитие железнодорожного сообщения. В связи с этим были подписаны международные соглашения. В то же время большое внимание уделяют развитию инфраструктуры внутри страны и ее соответствию потребностям клиентов. На первый план сегодня выходят интермодальные и мультимодальные перевозки. В чем их отличия и каковы перспективы развития в Украине ― узнаете из статьи.
Что такое мультимодальные и интермодальные перевозки
Мультимодальные перевозки грузов ― это доставка одной компанией с помощью разных видов транспорта: железная дорога, авиация, автомобили. Она составляет с владельцем 1 договор, полностью отвечает за сохранность и выполнение обязательства. Заказчик получает услугу «под ключ». На исполнителя возлагаются такие задачи:
- прокладывание маршрута;
- подписание договора с перевозчиком;
- расчеты за выполненные работы;
- организация доставки по условиям, согласованным между сторонами;
- аренда терминалов;
- оформление сопроводительных документов;
- таможенные операции;
- другие задачи при необходимости.
Что такое интермодальные перевозки ― это операции по доставке, которые выполняют несколько компаний, используя транспортные средства разного рода. То есть, часть пути груз перевозит автомобильная компания, на некоторое расстояние он передается железнодорожной, затем плывет по морю и т.д.
Заказчик в этом случае самостоятельно ищет исполнителей. Он заключает договоры с железнодорожными, автомобильными, авиа-, морскими, речными операторами. В обязанности владельца груза также входит разработка маршрута. Ответственность за его сохранность распределяется между компаниями.
Интермодальные и мультимодальные перевозки: различие
Два вида логистических операций во многом похожи между собой. Отличие состоит в том, что:
- При интермодальных перевозках заказчик вынужден следить за доставкой сам. А мультимодальная логистика избавляет его от необходимости держать все под контролем, этим занимается исполнитель.
- Интермодальный транспорт требует подписания нескольких договоров с разными компаниями ― отдельно с автомобильной, железнодорожной, авиационной и т.д. В результате увеличивается документооборот, поэтому мультимодальный вид выглядит привлекательнее, т.к. в этом случае контракт необходим один.
- Интермодальные перевозки ― это сотрудничество, в результате которого распределяется ответственность за груз. Компании принимают на себя обязательства в рамках отрезка пути, на который подписан договор. Если после прибытия и снятия пломбы с контейнера обнаружатся повреждения, виновника сложно найти.
Не желая подвергать риску свои товары, компании часто предпочитают мультимодальный тип операций. Один исполнитель, ему и отвечать, независимо от того, на каком отрезке пути произошло повреждение. Интермодальные перевозки, к тому же, требуют тщательного обдумывания маршрута и налаживания процесса.
Мультимодальные и интермодальные перевозки: ситуация на рынке
Популярность железной дороги для перевозки грузов растет. Основная причина в том, что здесь практически отсутствуют задержки. Железнодорожный груз прибывает в пункт назначения почти всегда вовремя, потому что не зависит от ряда факторов, которые отражаются на авиа- и автотранспорте. Рост таких перевозок вызван еще одним немаловажным фактором. По информации АПК-информ, наблюдается дефицит квалифицированных водителей. Большинство из них выехало на заработки в другие страны.
Согласно исследованию АПК-Информ 98% зерна экспортируется из Украины морем. Подвоз к портам на расстояние свыше 250 км осуществляется по железной дороге. Поэтому закупки в хозяйствах, к которым отсутствуют подъездные пути, становятся проблематичными.
Однако в 2020-2021 годах железнодорожные перевозки подверглись кризису. Большая часть годовых контрактов не была оплачена, количество снизилось. Такие потери отобразились на финансировании обновления подвижного состава. В итоге арендаторы вынуждены были перенести выполнение финансовых обязательств на следующий сезон.
Если рассматривать, как сформировавшиеся тенденции влияют на будущее, то основной тренд 2021 года, который сохранится и в 2022, ― исключение из цепочки взаимодействия экспедиторов, а также прямые контакты между владельцами грузов и подвижного состава. Эта необходимость возникла в результате поиска путей, как повысить эффективность работы. Однако при этом все еще сохраняется высокий риск потерь и краж на этапе погрузки/выгрузки.
Возможности для развития
Условия для расширения железнодорожной логистики создает то, что промышленные предприятия страны продолжают производить продукцию насыпного и навалочного характера, конечная стоимость которой достаточно низкая. Ее удобнее перевозить именно таким способом. Поэтому, несмотря на то, что, как утверждает Z-Украина, доля черных металлов, каменного угля, стройматериалов, которые раньше преобладали в таких перевозках, снизилась, сохраняется возможность для стабильного роста.
Развитие морских портов увеличивает спрос на подвоз контейнеров. Они приходят разными путями, в т.ч. по железной дороге, но пока это лишь 8,5% грузов. В то же время в Германии этот показатель, по информации USM, достигает 46%.
Это говорит о том, что «Укрзалізниця» по-прежнему представляет интерес для многих участников рынка: промышленных предприятий, агробизнеса, морских перевозчиков. Однако отсутствие конкуренции, несвоевременная реакция регулятора, дефицит тяги приводят к проблемам. Их также вызывает недостаток топлива, создаваемый по вине менеджеров. В результате вместо эффективной работы ― вынужденные простои.
Кто они ― компании-перевозчики в Украине
Примером мультимодальной логистики может послужить Неолит Логистикс. Компания доставляет грузы по железной и автомобильным дорогам, по воздуху, морем.
Среди интермодальных перевозчиков можно отметить N’UNIT и UIC. Первая компания сумела охватить контейнерными блоками поездов 90% территории Украины. Здесь используют как собственные интермодальные терминалы, так и партнерские. У N’UNIT развитый автопарк и собственные локомотивы. В планах ― открытие терминала в Виннице и еще одного, с перестановкой вагонов, на границе.
UIC создана при участии оператора из Германии HHLA в результате заключения меморандума и планирует занять лидирующие позиции, соединяя порты с внутренними регионами Украины. Этому способствует развитая сеть и планомерное расширение.
Результаты подписания меморандума: возможности для Украины
Эффективная логистика ― ключ к снижению их стоимости и повышения рентабельности бизнеса. В рамках ее развития «Укрзалізниця» расширяет сотрудничество с государствами Восточной Европы и Балтики. По мнению председателя правления УЗ Ивана Юрика, меморандум, подписанный с немецкой компанией HHLA International GmbH, приведет к развитию интермодальных перевозок на уровне мировых стандартов и положительно отразится на интересах государства.
Это серьезный вклад в становление интермодальных перевозок, который должен способствовать отходу от автомобильной логистики в сторону железной дороги. Тем более, что последняя характеризуется развитой сетью путей, соединяющих центры страны с морским побережьем.
Теперь перевозки могут проводиться контейнерными маршрутными поездами вместо вагонов или их групп. Их формирование происходит на собственном терминале ― СТО. Это повышает эффективность и надежность. В планах компании ― расширение сообщения с Одессой, Запорожьем, Харьковом, Тернополем.
Чтобы перевозки осуществлялись быстро и качественно, необходимо инвестировать средства в инфраструктуру. Так, улучшения пропускной способности требует железнодорожная станция Одесса-Порт, в т.ч. расширения путей сообщения с морем. Ее развитие приведет к увеличению спроса на перевозки внутри государства, а также в страны Европы, среди них ― и транзитные.
Сегодня большая часть грузооборота с ЕС проходит через железную дорогу. Украина превратилась в удобный транспортный коридор между Европой и Китаем, другими восточными странами.
«Укрзалізниця», Одесский морской порт и остальные компании работают над тем, чтобы тарифы на перевозки соответствовали международной практике, а операционные и коммерческие риски распределялись равномерно. В связи с этим абсолютно рациональным становится аутсорсинг (лизинг) персонала для логистических терминалов.
Компания SUN ONE предоставляет сотрудников для пунктов формирования контейнерных перевозок. В списке услуг агентства, кроме лизинга, также находится аутстаффинг и подбор персонала. За 12 лет работы была организована значительная база опытных кандидатов. Вы занимаетесь перевозками, SUN ONE ― формированием кадров.